Охотская Елена Валерьяновна

Консультация для родителей на тему «Адаптация»

 

Период адаптации детей к дошкольному учреждению очень важен не только для детей, но и для родителей. Адаптация успешна только в случае правильного подхода со стороны родителей в первую очередь. Правильно настроить малыша, подготовить его эмоционально к посещению первого социального института в его жизни. На протяжении всего периода поддерживать малыша и интересоваться его жизнью в группе дошкольного учреждения. Родители должны быть готовы к тому, что этот период будет не прост и потребует много затрат времени, терпения и внимания к ребёнку. Как подготовить не только детей, но и родителей к периоду адаптации ребёнка к дошкольному учреждению, мы рассмотрим в этой статье. Первое с чего стоит начать это конечно подготовка родителей ребёнка к детскому саду психологически, родители должны сформировать ожидание посещения детского сада как радостного события в жизни малыша. Например, проходя мимо здания детского сада, рассказать ребёнку как там интересно, обратить внимание, сколько детей там весело играют. Приходить на прогулку на территорию дошкольного учреждения и находиться на участке группы, таким образом ребёнок ещё не входя в само здание уже начнёт привыкать к окружающей местности, детям и взрослым. Далее следует родителям пройти экскурсию по всему зданию и познакомиться с детским садом и его сотрудниками. Всё это осуществляется постепенно, в течение нескольких дней — это период ознакомления. С момента, когда ребёнок начнёт оставаться в группе без родителей, можно считать началом периода адаптации к условиям детского сада. Первая сложность для малыша в период адаптации это остаться без родителей с «чужими людьми», как бы не рассказывали родители ребёнку о том, какие хорошие воспитатели для ребёнка они ещё не знакомы, поэтому важно для педагога установить эмоциональный контакт с ребёнком, стать человеком его ближайшего окружения. Но воспитатель не родственник и субординация в отношениях с ребёнком, безусловно, должна присутствовать. Воспитатель — это прежде всего педагог, который в равной степени распределяет своё внимание между всеми детьми в группе. Родителям не стоит уходить из дошкольного учреждения, пока их малыш не освоился в группе. Родители не должны находиться в помещении самой группы, но могут подождать за её пределами. Для того, чтобы успокоить плачущего ребёнка, все средства хороши, например, можно позвонить по телефону и дать поговорить малышу с мамой, услышав её голос по громкой связи малыш успокоится. К каждому ребёнку должен быть индивидуальный подход, кто-то из детей более сильно эмоционально привязан к родителям, кто-то гораздо меньше. Родители, оставляя ребёнка, также испытывают высокую тревожность. Для них важно подробное информирование о том, как ребёнок себя вел в их отсутствие, на что им обратить внимание. Например, ребёнок скучал, как быстро он включился в игру, как взаимодействовал с другими детьми, с сотрудниками дошкольного учреждения, что ребёнку интересно в развивающей среде группы. Конечно все особенности психики, интересов и привычек малыша предварительно выясняют у родителей и законных представителей ребёнка, проводя анкетирование и в беседах. Период адаптации должен сопровождаться эмоционально положительным состоянием малыша. Если при расставании ребёнок начинает плакать, значит, не было со стороны родителей должной подготовки. Если родители дали правильные установки малышу об интересе к общению, познанию, то такие дети быстрее включаются в игровую деятельность, начинают проявлять познавательный интерес к игрушкам, предметам, они начинают любознательно обследовать новую территорию и не замечают, как быстро пролетает время, и родители приходят за малышом, который ещё не наигрался. Развивающая среда в группе младшего дошкольного возраста должна быть насыщенной и отвечать всем потребностям ребёнка, всё, что находится в доступе для малышей, способствует их развитию и конечно играет важную роль в период адаптации к условиям дошкольного учреждения. Для детей со сложной адаптацией можно рекомендовать брать с собой из дома любимую игрушку, у него будет ощущение, что он не один, постепенно он всё меньше будет проявлять интерес к своей игрушке, и когда этот интерес совсем пройдёт, можно сказать, что ребёнок освоился и чувствует себя в дошкольном учреждении как дома. Также при сложной адаптации особенно эффективны игрушки музыкальные. Дети реагируют положительно на любые звуки, особенно если эти звуки они извлекают самостоятельно, маракасы, бубенцы, бубны, трещотки и другие шумовые и музыкальные инструменты положительно влияют на эмоциональное состояние детей. При проведении режимных моментов важно соблюдать индивидуальный подход к каждому ребёнку, так как не у всех детей одинаково сформированы навыки самообслуживания, а дети не должны ждать, то помощник воспитателя должен оказывать необходимую помощь, например если одни дети помыли руки или оделись, то они не ждут остальных, а садятся за столы и получают завтрак. Дети которые не успевают быстро одеваться, должны тратить столько времени на одевание, сколько им нужно, таким образом соблюдается принцип постепенности привыкания к режимным моментам детского сада. Чтобы привыкание к режимным моментам проходило быстрее, родители должны и в домашних условиях стараться, только оказывать помощь детям, а не полностью одевать детей, это способствует развитию самостоятельности у малышей. В период трёх лет формируется желание к самостоятельной деятельности — «Я сам». Этот фактор необходимо задействовать и в период адаптации. Родителям необходимо хвалить и поощрять малыша за проявления его самостоятельности. Психологические аспекты периода адаптации детей к условиям детского сада возникают и у родителей. Родители ожидают большего от дошкольного учреждения, не понимая, что главными в успешной адаптации детей, являются они сами. Родители должны понять какая огромная ответственность лежит на их плечах и запастись терпением на весь период адаптации. Воспитатели, рассказав родителям о том, чем занимались и как провели время дети, дают возможность задавать наводящие вопросы ребёнку, так как не все дети могут подробно рассказать и вспомнить интересные моменты. Игровая деятельность ведущая у детей дошкольного возраста и эту психологическую особенность необходимо использовать. Воспитатели сразу вовлекают малышей в игру, в свою очередь со стороны родителей необходимо сотрудничество и по возможности проводить совместные праздники и другие мероприятия в группе детского сада. Отводя ребёнка в детский сад, родителям рекомендуется говорить ребёнку не фразу «ты там побудешь недолго, я за тобой приду», а лучше «ты поиграешь, а я постараюсь поскорей присоединиться, и продолжим игру вместе» или «расскажешь о том, в какую игру ты играл, дома поиграем» и так далее. В игре ребёнок воссоздает воображаемые ситуации и легко справляется со сложностями окружающей действительности. Совместная деятельность ребёнка и взрослого выстраивает более близкий контакт между ними. Ещё один из мотивов для успешной адаптации ребёнка, могут быть такие как «помочь кому — то» кукле, или воспитателю, другим детям, или «ты очень нужен», «тебе так здесь рады», «тебя очень ждут» воспитатели, дети и так далее. Психологическое состояние ребёнка очень важно, именно эмоциональное благополучие поможет малышу справиться с неизбежными инфекционными заболеваниями, так как иммунитет будет оказывать более высокую сопротивляемость, чем находясь в состоянии стресса. С желанием или нет ребёнок идёт в детский сад, является показателем успешной или нет адаптации. Дети чувствуют внимательное и заботливое отношение взрослых. Не правильное отношение в период адаптации к проявлению упрямства или плаксивости ребёнка не только затягивает сам процесс адаптации, но и в целом формирует негативное отношение к дошкольному учреждению у ребёнка. Если ребёнок активно двигается, улыбается, пытается рассказать о своих впечатлениях взрослым, то можно говорить об успешной адаптации к условиям детского сада. Успех этот прежде всего основан на педагогическом мастерстве воспитателей и внимательном заботливом отношении родителей.