Костина Наталья Сергеевна

Обобщенный портрет семьи нашего ДОУ выглядит следующим образом:

Подавляющее большинство – полные семьи. В основном, это образованные родители - имеют высшее и среднее специальное образование. Большинство семей жилищно и материально обеспечены, имеют разносторонние интересы, собирают домашние библиотеки.

Таким образом, в работе с семьей мы выделили сильные стороны, на которые можно опереться: образованность; материальная стабильность и обеспеченность, как возможность удовлетворения образовательных потребностей ребенка; наличие обоих родителей;

А также отметили для себя «слабые» стороны:- первый и единственный ребенок в семье, и соответственно - отсутствие родительского опыта.

Особого внимания требует наличие такой категории родителей, как малообеспеченные, неработающие, пьющие - такие семьи нельзя игнорировать, работая лишь с благополучными.

В работе  используются различные формы и методы работы с родителями:  родительские собрания; консультации; выставки детских работ; Дни добрых дел; Дни открытых дверей; работа с родительским комитетом группы; семейные вечера в группе с детьми и родителями; презентации семейного опыта воспитания; выпуски групповых газет и журналов; семейные альбомы.

Но хотелось бы уделить внимание тому, что конкретно делается в нашем детском саду.

1.Совместные праздники с родителями, которые проводятся как в традиционной форме: 8 марта, Новый год. Так  и имеют нетрадиционную форму: совместные чаепия в виде музыкального кафе, капустники, конкурсы талантов. На таких мероприятиях родители не просто зрители, но и участники. Они могут быть как режиссерами, так и полноправными участниками музыкальных и творческих постановок. В данном случае, когда мы произносим слово родители, мы имеем ввиду и папу и маму. И наша главная задача, чтобы папы были такие же активные, как и мамы.  В нашем детском саду очень много семей, где более одного ребенка, поэтому в самые различные мероприятия мы пытаемся привлечь всю семью.   Так же неформальная обстановка способствует раскрытию творческого потенциала семьи.

2. Внедрение в праздники концертных номеров с родителями: танец с девочек с папами на выпускной, танец мам с мальчиками ко Дню матери. Такие номера особенно трепетны и эмоциональны, запоминающиеся на всю жизнь.

3. Флешмобы в конце мероприятий. Практически в конце любого мероприятия мы стараемся проводить флешмобы совместно с родителями. Это и танцевальные проекты, и музыкальные проекты, исполнение гимна города, государства и т.д.

4.Выставки и конкурсы. Одна из самых главных задач проведения конкурсов и выставок — это совместное творчество родителей и ребенка. (здесь можно перечислить название выставок).

5. В нашем саду происходит знакомство с профессиями не только в форме совместной деятельности детей и воспитателя ,но и с непосредственным вовлечением родителей  и,  как следствие этого , изготовление на праздники совместно с родителями открыток своими руками  всем работникам  учреждения и  вручение их , так и личное представление родителями их профессий ( рассказ о профессии  военного, полицейского, кинолога, врача, развлечение по правилам ПДД ,организованные совместно родителями и воспитателями). Как правило после таких мероприятий дети гордятся своими родителями, хотят быть похожими на них.

6. Привлечение на праздники не только родителей. Но и бабушек и дедушек. «День пожилого человека», «День снятия блокады», «9 мая»

7. В нашем саду вот уже 10 лет проходит фестиваль «Подари улыбку детям».

Что же это такое? Каждый раз, когда мы с вами выпускаем группу, нам очень жалко расставаться с нашими выпускниками. Ведь мы прошли вместе такой длительный путь.  Мы стараемся не терять связь с нашими выпускниками, следим за их творческой, спортивной карьерой. И один раз в год на весенних каникулах, 1апреля, мы приглашаем выпускников разных годов совместно с родителями на концерт, где выпускники и родители являются участниками концерта, а воспитанники родители детского сада являются зрителями. Так и появился наш маленький, но очень душевный фестиваль:«Подари улыбку детям» . Девиз: «Мы самые счастливые люди на свете, нам каждое утро улыбаются дети!» Наши выпускники приходят снова в сад, чтобы поделиться своими талантами. Кто-то поет, кто-то танцует, кто-то рассказывает о спортивных достижениях. А воспитанники сада внимательно смотрят. Дети детей всегда лучше понимают! Более того, когда малыши смотрят на уже повзрослевших артистов, то потом сами просят родителей отвести их на разные занятия. За это время уже несколько поколений детей вернулись к нам снова. И получается, что эта тоненькая нить между педагогами детского сада, выпускниками и их семьями не рвется, а, наоборот, с каждым годом становится крепче. В конце обязательно награждение Дипломами и, конечно же, чаепитие и разговоры- разговоры. А на душе так тепло и хорошо, даже слезы наворачиваются. Хотя нет… Ведь мы педагоги- самые счастливые люди на свете, нам каждое утро улыбаются дети! Этот очень интересный опыт. Тем более, что в нашем саду много детей из одной семьи, посещающих в разные времена наш детский сад. Вообще приятная тенденция многодетных семей.

8. Группы «В контакте». У каждой группы есть группа «В контакте». Где воспитатели помещают информацию, фотографии. Это еще раз подчеркивает открытость учреждения для всех родителей.

9. Спортивные мероприятия. «Мама папа, я – спортивная семья», «Эстафеты». Спорт — это залог успеха и здоровья любой семьи. И проведение такого рода мероприятий не просто сближает семью, но делает ее примером для окружающих. Здоровый образ жизни — это основа для развития будущего поколения.

10. Подведение итогов и награждение активных семей медалями грамотами в торжественной обстановке

11. Мастер- классы совместно с родителями. Где родители полноправные участники мероприятий.

12. Родительские собрания в форме круглых столов, с использованием информационных технологий.

В результате реализуемых мероприятий повысился уровень воспитательное-образовательной компетентности родителей, что способствовало развитию их творческой инициативы. Это проявляется в неподдельном интересе к событиям в группе, родители сами предлагают свою помощь, стало легче найти общий язык в каких-то вопросах.

На сегодняшний день можно сказать, что сложилась определенная система в работе с родителями, так как организация взаимодействия с семьей - работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником семье.