Короленко Ольга Александровна

 

Психологическая готовность ребёнка к школе

В последнее время задача подготовки детей к школьному обучению занимает одно из важных мест в развитии  психологической науки. Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во многом определяются тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению. В современной психологии, к сожаленью, пока не существует единого и четкого определения понятия «готовности» или «школьной зрелости».

Подготовка детей к школе – задача комплексная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Психологическая готовность к школе – только один из аспектов этой задачи.

Под «психологической готовностью к обучению» понимается состояние, при котором ребёнок полностью личностно готов перейти в новую сферу общения и жизнедеятельности, способен постепенно переходить к освоению новой для него учебной деятельности.

       Важно чтобы  ребенок сознательно подчинял свои действия при  выполнении словесных указаний взрослого.

Важно, чтобы ребёнок хотел учиться,

мог овладеть знаниями

И испытывал удовольствие и  радость от учебы.

 Фактически речь идет о возможности управления своими психическими процессами.

Психологическая готовность ребенка к школьному обучению – необходимый момент в осуществлении профилактики психического здоровья.

Психологическое здоровье делает личность самодостаточной.

Основным условием нормального психосоциального развития  (помимо здоровой нервной системы) признается спокойная и доброжелательная обстановка, создаваемая  благодаря постоянному присутствию родителей или замещающих их лиц, которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям ребенка, беседуют и играют с ним, поддерживают дисциплину, осуществляют необходимое наблюдение и обеспечивают материальными средствами, необходимыми семье. В то же время следует предоставлять ребенку больше самостоятельности и независимости, давать ему возможность общаться с другими детьми и взрослыми вне дома и обеспечивать соответствующие условия для обучения.

Эксперты  ВОЗ на основе анализа результатов многочисленных исследований в различных странах убедительно показали, что нарушения психического здоровья гораздо чаще отмечаются у детей, которые страдают от недостаточного общения с взрослыми и их враждебного отношения, а также у детей, которые растут в условиях семейного разлада. Нарушения психического здоровья в детстве имеют две важные характерные черты: во-первых, они представляют собой лишь количественные отклонения от нормального  процесса психического развития; во-вторых, многие их проявления можно рассматривать как реакцию на специфические ситуации. Так, дети часто испытывают серьезные затруднения в одной ситуации, но успешно справляются с другими ситуациями. Например, у них могут наблюдаться нарушения поведения в школе, а дома они ведут себя нормально, или наоборот.

Рекомендации для  родителей:

 

Не ограничивайте взаимоотношения ребенка со сверстниками,

приглашайте почаще его друзей домой,

отмечайте совместные праздники,

участвуйте в их активных играх,

бегайте, прячьтесь, прыгайте, вспомните детство.

не позволяйте своему ребенку уныло слоняться в одиночестве,

научите «заводить» даже строгую тетю веселыми играми и развлечениями,

не давайте ребенку превращаться в «черепашку»,пусть он всегда чувствует себя свободной летящей бабочкой.

 

Для определения их психологической готовности к обучению используются следующие методики:

 

- тест школьной зрелости Керна-Йерасика (рисование человека по памяти; срисовывание письменных букв (он ел суп); срисовывание группы точек);

 

- методики Д. Б. Эльконина и А. Л. Венгера:

 

«Графический диктант» (на листе в клетку по поставленным заранее точкам вычерчивается орнамент согласно указаниям взрослого);

 

«Образец и правило» (одновременное следование в своей работе образцу (задание: нарисовать по точкам такой же рисунок, как данная геометрическая фигура) и правилу (выполнение условия: нельзя проводить линию между одинаковыми точками , т. е. соединять кружок с кружком, крестик с крестиком, треугольник с треугольником);

 

тест школьной зрелости Н. И. Гуткиной «Домик» (срисовать картинку, изображающую домик, составленную из элементов прописных букв);

 

- методика «Разрезные картинки» (ребенку даю части рисунка, которые нужно сложить так, чтобы получилось целое изображение);

 

- методика А. Л. Венгера «Лабиринт» (ребенку нужно найти путь к определенному домику среди других, неверных путей и тупиков лабиринта);

 

- методики на определение уровня понятийного аппарата или словесно-логического мышления