Байшева Светлана Валерьевна

Сказка в жизни ребенка

Слово «сказка» происходит от «сказывать» (говорить,рассказывать). С этим связана и простая разговорная манера ее преподнесения : читающий как бы обращается к детям, желая рассказать историю, событие, случай, хорошо ему известный, свидетели которого он был сам или необычность которого намерен передать («Жили-были…», «В тридевятом царстве, в тридесятом государстве…»). Поэтому сказку лучше не читать по книге, а знать наизусть.

Естественное, дружеское, заинтересованное  обращение к детям-одно из необходимых условий чтения сказки. Соблюдение этого условия иногда диктуется текстом, в котором содержится или обращение к слушателю, вопрос или указание.

Теплая обстановка при чтении сказки усиливает впечатление от нее, увлекает и захватывает детей. Поэтому воспитатели и родители должны заботиться о том, чтобы их чтение было живым, естественным, чтобы дети активно сопереживали, волновались за судьбу героев.

Положительный герой требует теплого, доброжелательного отношения читающего, ласковых, одобрительных интонаций. Отрицательному герою будут соответствовать интонации, передающие осуждение, недовольство, возмущение.

В сказке действие начинается сразу и развивается неперерывно, один эпизод сменяется другим, появляются новые герои, происходят конкретные события. Например в первом эпизоде сказки «Колобок»  следует заинтересовать детей появлением Колобка, подчеркнуть его непослушание, непоседливость. В эпизоде с Зайцем, Волком, Медведем обратить внимание на то, как Колобок к ним относится, подчеркнуть его хвастливость и зазнайство. В эпизоде с Лисой обратить внимание на хитрость Лисы, ее слова читать с притворно-ласковой интонацией.

Поскольку картины в сказке рисуют завершенный эпизод, каждая из них должна отделяться от предыдущей паузой, это поможет детям осмыслить прочитанное.

Дети любят и понимают сказочный юмор. Читая сказку, необходимо выделять места, рисующие нелепость, комизм положения, в которое попадают глупые и злые герои.